Практика показывает, что в телекино скромные по бюджетам сериалы при правдиво выстроенных сюжетах способны опережать по рейтингам дорогостоящие костюмные постановки. Наглядный пример. Сериал «Нина. Расплата за любовь», поставленный В. Усковым и В. Краснопольским с бюджетом 40 тыс. долл, за серию (эфир — канал РТР, конец января — начало февраля 2002 г., 8 серий), понравился зрителям больше, чем экранизация романа Б. Акунина «Азазель», снятая А. Адабашьяном с бюджетом, превышающим 200 тыс. долл, за серию (эфир — канал ОРТ, середина марта 2002 г.).
Автор данной главы имел реальную возможность не на чужих, а на собственных примерах понять особенности национального телекино, так как делал и документальные, и анимационные, и художественные телесериалы, а также «мыльные оперы». Впрочем, и к другой разновидности телекино — ситкомам (ситуационным комедиям) тоже имел непосредственное отношение.
В 2000—2001 гг. автору самому удалось провести эксперимент — продюсировать для телевидения абсолютно сюжетный сериал «Дальнобойщики». И в те же сроки продюсировать сериал «Ростов-папа», который ставился как кино режиссером-модернистом, культовым в театральной среде. Если в сериале «Дальнобойщики» была предпринята попытка создать «народное кино», опирающееся на традиции народного юмора, типажи, характеры, то «Ростов-папа» предполагалось сделать как фильм-модерн с его чувствованиями, интеллектуальными нюансами. Да и опирался «Ростов-папа» на современное прочтение классических произведений «Дон Кихот», «Декамерон», «Кармен», «Электра». Параллели с классическими сюжетами, перенесенными в наши дни в Ростов-на-Дону, нетрудно было увидеть человеку, хотя бы мало-мальски знакомому с мировой литературой.
Но вот что значит не учитывать природу телевидения! «Ростов-папа» оказался не понят зрителями. Да и сам продюсер после того, как сериал был смонтирован и озвучен, укрепился во мнении, что только четыре истории из десяти, в которых сюжет был главным стержнем, можно считать подходящими для телеэкрана в прайм-тайм (лучшее вечернее время с 20.00 до 23.00). Остальные истории, с блистательной игрой актеров, с режиссерскими находками, способны были развлечь разве что любителей и почитателей интеллектуального кино. Это было хорошо, порой очень хорошо, но не по тому адресу, не для всех.
А «Дальнобойщики» с Владимиром Гостюхиным и Владиславом Галкиным в главных ролях шоферов-дальнобойгциков победоносно отправились в путешествие по телеэкранам — практически без перерыва их показал канал НТВ, затем REN TV, затем снова НТВ. Теперь делается продолжение — «Дальнобойщики — II».
«Дальнобойщики» могут также послужить примером как творческого подхода к решению задач, поставленных перед проектом, так и организаторской работы. Сериал был признан лучшим в сезоне 2001—2002 г., получил главный приз на единственном в стране фестивале художественного телекино, который проводится в Архангельске (обойдя, между прочим, такие популярные сериалы как «Убойная сила—3», «Некст» с А. Абдуловым в главной роли, «Семейные тайны», «Сыщики» и др.).
Этот сериал снимался не без проблем. Остановилось финансирование, были взяты кредиты для того, чтобы не остановилось само производство. (Каждый продюсер в России должен быть готовым к таким неприятным поворотам.) Однако идея была чрезвычайно плодотворной.
В то время шли войны телеканалов друг с другом за самые неожиданные и привлекательные для зрителей сериалы. Насилие, натурализм, самые изощренные преступления заполняли телеэкран. И тем не менее зрители, судя по рейтингам, предпочитали криминальное зрелище. Робкие попытки мелодрам заявить о себе разбивались о мощь и твердыню криминальных сериалов. Необходимо было вырваться в иное пространство, иные миры, в которых неплохо бы сохранить интригу, присущую криминальным сериалам, и в то же время создать новых героев, желательно из народа, близких и понятных широкому кругу зрителей.