Коммерческие риски включают в себя риски недосбора прокатной выручки и валового кассового сбора в киносети, риски недосбора валовой выручки, обеспечивающей окупаемость инвестированных средств, риски хищения прав собственности на кинопродукцию и авторских прав создателей фильмов, финансовые риски, связанные с неплатежами контрагентов, задержкой платежей, потерями от инфляции, непредвиденным увеличением налогов, сборов и других изъятий, гибели, хищений и порчи фильмокопий И Т. Д.
Рассмотрим методологию оценки текущих производственных рисков, когда уже принято решение о выборе фильма и его сценария. В страховании широко распространена практика определения величины риска как вероятности наступления нежелательных последствий, которая достаточно точно выявляется из статистических данных.
Если представить себе, что от каждого рискового события у участников кинопроизводства возникают какие-то экономические потери, то величина ущерба зависит прежде всего от вероятности наступления рисковых событий. Среднее число рисковых событий за анализируемый предыдущий период можно определить по формуле:
Для правильной оценки и обоснованного применения числа рисковых событий в последующих процессах фильмопроизводства необходима корректировка среднего значения Д на величину возможных отклонений в будущем. Величина поправки находится с помощью известных в математической статистике методов расчета коэффициента вариации и зависит от динамики показателей анализируемого прошедшего периода. Чем больше разброс числа рисковых событий отдельных интервалов анализируемого периода от его средней величины, тем выше должна быть поправка к Д при планировании фильмопроизводства.