Как известно, покупательные способности основного заказчика — телевидения резко упали вместе с рекламным рынком, и все всерьез взялись за производство. Даже по студии Горького впервые за десять лет работа всех павильонов расписана на год вперед. Уже существуют определенные критерии качества экранного материала. Кроме явного «мыла», все остальное рассчитывается по бюджету примерно так: 1 экранная минута стоит 1000 долл. Таким образом, эпизод сериала по смете запускается не ниже, чем 50 тыс. долл. Это дорого, зато все права остаются у производителя. А продавать сериалы США стало не столь заманчиво. Один эпизод, как правило, стоит до 20 тыс. долл, при скидках в 10 за два прогона.
В производстве экранного продукта в настоящее время задействовано в 3—4 раза больше ресурсов, чем в 1989 г.
В 1989 г. выпускалось 150 художественных картин на всех студиях СССР и 130 часов телефильмов, а в 2001 г. в России запускается 45—50 игровых лент, а объем телесериалов достиг 600 часов. Это обусловило острую нехватку производственных мощностей и специалистов.
Довольно простая ситуация сложилась с разработкой бизнеспланов. Если фильм заказывает телевидение, то оно как заказчик составляет бюджет и смету фильма. Если же сериал или иная программа делается не под заказ, то без составления бизнес-плана не обойтись. Его разрабатывает производящая компания.
Совершенно не обязательно, что ТВ делает только прибыльный продукт, что определяется его задачами. Может существовать и совсем убыточный проект. Так, например, канал ТВ-6 запускался как семейный и даже отчасти как детский канал, а отнюдь не политический — новостной службы на ТВ-6 просто не было. Все было хорошо до 1996 г. Началась чеченская кампания, и появился любопытный феномен — рядовой зритель смотрит фильм на ТВ-6. Затем в определенное время вся аудитория переходит на НТВ на новости и. там и остается. Они просто забывают о том, что есть другие каналы. Пришлось каналу ТВ-6 срочно менять концепцию — запускать новостные выпуски. Только так удалось удержать прежние рейтинги.
Другой пример. Любой канал должен запускать детские программы. Но они все убыточные по той причине, что в детских программах нет полноценной рекламы, кроме разве что рекламы жевательной резинки.