Формирование кинорынка в России происходило достаточно хаотично: не было четких правил регулирования, ясных перспектив деятельности предпринимателей, ощущалась неуверенность перед стремительным натиском американского кинопродукта. Однако и не было необходимости в поиске средств и ресурсов, как это происходит сейчас.
В начале 1990-х годов продюсерская фирма ТТЛ (Толстунов, Тодоровский, Ливиев) по сути была студией, где мало просчитывалась аудитория, выбор тем и сценария был крайне субъективен, тем не менее ей удалось не просто снять два игровых фильма, но и вернуть вовремя кредиты.
Все это объяснялось простой причиной. Большинству новых продюсеров хотелось создавать кино, совершенно отличное от идеологизированных лент советского периода. Сам процесс кинопроизводства стал менее формальным и более раскрепощенным по сути. Хотелось реализовать ту степень либерализации общества, которая уже проявлялась в ту пору в политике и СМИ. Таким образом, речь о коммерческом кино не шла, было лишь твердое желание творить экранные шедевры в узком кругу друзей и единомышленников.
По сравнению с ТТЛ продюсерская фирма НТВ-ПРОФИТ является более профессиональной структурой, поэтому существует совершенно другая ситуация с возвратом вложенных средств, и продюсеры уже просто обязаны сами просчитывать рынок. Однако подобные систематические исследования зрительской аудитории и кинорынка, как правило, достаточно затратны.
Только при образовании мощного тандема двух продюсерских структур — Кино-Мост и НТВ-ПРОФИТ удалось провести собственное исследование по аудитории России. Социологической фирмой «Дубль Д» было проведено в 1997 г. масштабное и многопараметрическое исследование зрительских предпочтений по определенной методике. Анкета позволяла достаточно полно понять логику принятия решения потребителем: от жанров до конкретных режиссеров и исполнителей. В итоге удалось с определенной степенью достоверности установить структуру социального заказа. И уже основываясь на анализе полученных данных, продюсерская фирма НТВ-ПРОФИТ планирует производство и реализацию кинопродукции.