Сравнительный подход при оценке бизнеса может быть реализован только при хорошей развитости рыночных отношений и наличии достаточного количества сделок и операций по купле и продаже различных объектов оценки. Оценка бизнеса в соответствии с данным подходом осуществляется с помощью следующих методов: сделок, соотнесения, сравнительной единицы.
Метод сделок сводится к сравнению финансово-производственных характеристик компании и показателей ее рыночной оценки, если таковые имеются, с аналогичными показателями сопоставимых компаний. Если мультипликаторы рассчитать нельзя (например, отсутствует рыночная котировка), то мы рассчитываем, какая цена должна существовать на свободном рынке.
На первом шаге реализации метода необходимо подобрать сделки купли и продажи с аналогичными объектами. Формируется перечень показателей, которые в наибольшей степени интересуют покупателей. Это могут быть технические, технологические, организационно-экономические, финансовые, социальные и прочие. По каждой ранее совершенной сделке и по объекту оценки производится количественная оценка отобранных показателей.
Применение этого рыночного метода позволяет формализовать понятия риска и доходности (за последнюю можно взять потенциал роста), что в свою очередь позволит выбрать эффективное множество для принятия наиболее точного решения.